Один мудрый человек однажды сказал, что самый трудный вид спорта – шахматы. Трудный в том смысле, что в нём тяжелее всего даётся проигрыш. Несложно принять тот факт, что кто-то бегает быстрее тебя или прыгает дальше – может быть, у него ноги длиннее. Или кому-то удалось забить больше голов – мало ли, повезло, погода помогла, и т.д. и т.п. Но шахматы отличаются тем, что в них в первую очередь проявляется наша способность мыслить, независимо от внешних условий и обстоятельств. А мы себя ассоциируем прежде всего с умом. Поэтому так трудно признать, что другой умнее тебя: это больно бьёт по нашему самолюбию.

Возможно, поэтому нам бывает так трудно прощать. В чем главная причина обид? Наверное, в том, что нам кажется, что кто-то задел моё «я», ущемил достоинство, унизил…

Мы можем многое перенести спокойно, вынести различные житейские трудности, жару, холод, физические страдания… Но когда задевают наше «я», это кажется нам невыносимой мукой. Мы не только перестаём общаться с этим человеком, мы настраиваем против него всех знакомых. Сочиняем страшные и сладкие картины мести, придумываем ужасные кары…

И очень трудно бывает простить человека, который всего лишь произнёс легкомысленное слово, неудачно пошутил, не подумал о возможных последствиях мимолётного жеста или взгляда.

И появляется это страшное, если вдуматься, заявление: «Не могу простить». Или, ещё хуже: «Этот человек перестал для меня существовать». Что же случилось? Что это за величайший в истории человечества злодей оказался рядом с нами?

Нет, всё проще. Подруга пошла в кино с мальчиком, который мне нравится. Друг сказал, что мой велосипед не такой уж «крутой». Из третьих лиц стало известно, что одна девочку назвала другую некрасивой. Выяснилось, что лучший друг стал болеть за ненавистный футбольный клуб. И так далее, и тому подобное.

Почему это происходит? Почему человек, с которым так много пройдено вместе, в один миг оказался смертельным врагом? В первую очередь – потому, что он поступил не так, как тебе хочется. Позволил себе смелость «погладить против шерсти».

На первый взгляд, это может показаться смешным. Подумаешь, нежелание простить. Только культивирование в себе мелкой злобы. Всего лишь распространение сплетен и лжи. Переживёт. Зато будет знать, как идти вопреки мне.

Однако всё это – далеко не безобидные игры. Нежелание простить – одно из проявлений зла, которое порождает только зло. И в первую очередь это зло направлено против того, кто его затаил, раздувает искры и стремится разжечь костёр.

У замечательного русского поэта Бориса Гребенщикова есть песня, как будто специально написанная о глубоких последствиях древней обиды: «Пахнет застарелой бедой. Солнцу не пробиться в глубину этих глаз»…

Время идёт, меняются обстоятельства, а в обиженном сердце ничего нового не происходит.

Только «Cерые следы на сером снегу». Мир без ярких красок и звуков – потому что его владелец и обитатель слишком занят своей обидой, чтобы обращаться внимание на окружающее. Жизнь, отравленная саможалением и горячими слезами злости… Честно говоря, картина предстаёт совершенно нерадостная.

«Над скудной землей бешено кричит воронье»…

Только представление различных кар, которые постигнут обидчика, несколько оживляют эту серую жизнь. Но со стороны это выглядит не эпичной победой добра над вселенским злом, а жалким карканьем нелепых птиц…

Самое страшное, что обидчик сам создал себе эти невыносимые условия. Ведь можно было не обратить внимания на случайное слово или даже взгляд, можно было… простить. То есть, просто не обращать внимание, пройти мимо неприятного эпизода, разрешить себе и другим жить дальше…

Что касается «невозможности» простить, вспоминается следующая история. У одного известного психотерапевта, занимавшегося с группами, был «немогучий» колокольчик. Во время обсуждения различных ситуаций участникам было запрещено говорить «не могу» или «я не мог». Когда звучала эта фраза, врач брал колокольчик и звонил в него. Обронивший неверную фразу должен был исправить её на «не хочу» или «я не хотел».

Ведь именно в нас самих кроется желание или нежелание простить. И мы сами делаем выбор – прощать или лелеять обиду.

«Они не выйдут из клетки, потому что они не хотят»…

И напротив, добро порождает добро. От одной лишь мысли о том, чтобы положить конец обиде, светлеет на сердце.

У Бориса Борисовича мы слышим: «Есть одно слово, которое сложно сказать. Но скажи его раз, и железная клетка пуста». Вряд ли будет ошибкой предположить, что это слово – «прости».

Да, просить прощения и прощать бывает трудно. Но прощение облегчает сердце, как будто снимает тяжелые цепи, рушит стены внутренней тюрьмы, открывает все закрытые двери.

Таким образом, сделав некоторое усилие и позволив себе простить другого, мы помогаем в первую очередь себе. Покидаем внутреннюю тюрьму и выходим наружу. Вот зачем нужно прощать.

Какой путь мы выберем, не ошибёмся ли дорогой в дальнейшем – это несколько другая история. Одно можно сказать точно: сидя в клетке собственных обид, мы никуда не продвинемся.

А. Бочаров


0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *