Все мы знаем с самого раннего детства, что нужно быть честным, а лгать — некрасиво и нехорошо. Тем не менее, трудно найти человека, который бы говорил только правду во всех ситуациях. Одного героя Ф.М. Достоевского, который пытался никогда не врать, даже прозвали идиотом.

Наверное, мы бываем неискренними потому, что так проще: не нужно ничего объяснять, делиться мыслями и желаниями.

Мы все хотим, чтобы о нас думали хорошо, поэтому нам бывает так неприятно и даже больно, если выясняется, что мы поступили далеко не идеально. Мы боимся позора, выговора или наказания. Даже если в том, что мы совершили, нет и не может быть позора, если понятно, что никакого наказания не последует.

Следует признать, что часто сами взрослые вынуждают детей лгать. Например, просят рассказать всю правду: «Просто расскажи нам всё, мы не будем тебя ругать!» А в ответ на искренность следует поток нотаций и нравоучений… Но это не значит, что нужно лгать.

Существует довольно сложный вопрос: всегда ли нужно говорить всю правду? Хотя сама постановка этого вопроса показывает его спорность: а в чем именно правда, и может быть, она у каждого — своя?

Все мы помним, как обманул польское войско крестьянин Иван Сусанин, и считаем его героем. И никому в голову не приходит сказать, что он поступил безнравственно, указав заведомо ложный путь.

Может быть, всё дело в том, почему мы поступаем так или иначе. Если я говорю не то, что было на самом деле, чтобы получить какую-то выгоду, из трусости и малодушия, это будет самая настоящая ложь. А Иван Сусанин завёл чужое войско в непроходимые болота, чтобы избавить от вполне вероятной казни молодого русского царя, чтобы защитить попавшее в беду Отечество. Этот простой крестьянин не мог не знать, что его ждёт неминуемая смерть — может быть, весьма мучительная. И можно с уверенностью сказать, что его поступок — не ложь, а военная хитрость, мужественный и отважный поступок.

Представим такую ситуацию. Подруга или друг рассказывает нам некрасивую историю про общего знакомого, в которой он выглядит подло и мерзко. Нужно ли пересказывать эту историю другим, например, во время школьной перемены? Или сообщить об этом случае главному действующему лицу, да ещё и с гаденькой усмешкой? А может быть, гораздо лучшим и единственно правильным решением будет не только не говорить никому, но и попросить об этом самих рассказчиков, и просто постараться забыть об этом досадном эпизоде?

Есть ещё один вариант поведения в этой непростой ситуации. Задаться вопросом: а как бы в этом случае поступил человек, которого ты уважаешь больше всех на свете? И, конечно, внимательно прислушаться к голосу своей совести. А потом поступить так, как поступил бы мудрый и добрый человек, или в точности так, как рекомендует наш внутренний советчик.

Такие поступки запоминаются надолго. И тому, кто сумел из многих вариантов поведения найти самый лучший и верный, и всем окружающим. И напротив, человека, который постоянно лжет, стараются избегать, не доверяют ему, не хотят дружить и даже видеть рядом с собой.

Итак, вывод прост. Нужно стараться всегда говорить правду, быть честным и искренним, но при этом не говорить лишнего. Наверное, одним словом это умение можно определить как мудрость, и достигается оно путем долгого и упорного труда. Но именно это и будет путь правды, любви и добра.

А. Бочаров


0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *